Перейти на главную

MZauvervald.narod.ru

Мне нравится, когда  глаза моих учеников светятся …. особым одухотворенным светом … однако, чтобы он зажегся, нужно пройти сквозь тернии… и не всегда к звездам.


Знаете ли вы русскую классическую литературу?

Вопросы и ответы

 
Готовимся к ЕГЭ по литературе
 

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙФедор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ
(1821-1881)

I. Жизнь и творчество

  1. Чем знаменателен 1845 год для Ф. М. Достоевского?
  2. Как называлась улица в Москве, на которой жили Достоевские? О чем говорит название улицы?
  3. Почему Ф. М. Достоевский оказался под арестом в Петропавловской крепости?
  4. В какой момент Ф. М. Достоевский и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут»?
  5. Чем был ознаменован семипалатинский период в творчестве Ф. М. Достоевского?
  6. Где была опубликована повесть «Бедные люди»?
  7. Назовите автора единственного прижизненного портрета Ф. М. Достоевского.

 

II. Роман «Преступление и наказание»

  1. В каком году вышел роман «Преступление и наказание»? Что это было за время?
  2. Сколько лет Ф. М. Достоевский «вынашивал» образ Раскольникова?
  3. При каких обстоятельствах писался роман «Преступление и наказание»?
  4. По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» снят фильм, на сцене театров ставятся спектакли. Кто из современных актеров сыграл роль Раскольникова?
  5. Какие вопросы волновали главного героя романа «Преступления и наказания»?
  6. Как называлась статья, написанная Раскольниковым? О чем она?
  7. Какие события заставили Раскольникова проверить свою теорию?
  8. Какие «тупиковые» ситуации вынуждают Раскольникова на воплощение своего замысла?
  9. В чем суть теории Раскольникова?
  10. Что снилось Раскольникову?
  11. Почему Раскольников не убил себя?

Кому из персонажей соответствует описание:

  1. «...был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».
  2. «.. .крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка».
  3. «...прежде всего высказывались его щегольские смазаные сапоги с большими красными отворотами. Он был в поддевке и в страшно засаленном черном атласном жилете, без галстука, а все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок».
  4. «... человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
  5. «...ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками <...>. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее».
  6. «... благожелательный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще он человек весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и еще как бы высокомерный».
  7. «...твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем <...>. девушка умная <...> и существо благородное, как ангел».
  8. «...девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками. На ней было шелковое, из легкой материи ("матерчатое") платьице, но тоже как-то очень чудно надетое, едва застегнутое, и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное; целый клок отставал и висел болтаясь. Маленькая косыночка была накинута на обнаженную шею, но торчала как-то криво и боком. К довершению, девушка шла нетвердо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны <...> Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, – маленькое, белокуренькое, хорошенькое...»
  9. «.. .необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты <...> все любили его. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый <...> никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».
  10. «...высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладко выбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щегольском легком пальто, в светлых летних брюках, и вообще все было на нем широко, щегольское и с иголочки; белье безукоризненное, цепь к часам массивная».

  11. «...худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней <...> несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой...»
  12. «...человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове <...>. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и насмешливое».
  13. «...мещанка, а не чиновница, девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми, ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно <... > У нее такое доброе лицо и глаза <...> А улыбка у ней даже очень хороша».
  14. «...уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой...»

Кому из персонажей принадлежит высказывание:

  1. «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!»
  2. «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»
  3. «Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит <... > ты у нас все – вся надежда наша и все упование. Был бы только ты счастлив, и мы будем счастливы».
  4. «На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный, Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми <... > ведь мой! Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..»
  5. «Хоть бы умереть-то дали спокойно! <...> что за спектакль нашли! С папиросами! В шляпах войдите еще! <...> Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте!»
  6. «Главное, даже и не скрываются и церемониться не хотят! <...> Стало быть, уж и скрывать не хотят, что следят за мной, как стая собак! Так откровенно в рожу и плюют! <... > Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью».
  7. «Убивец! – проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчетливым голосом...».
  8. «Я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, я и не воображала, чтобы это был такой недостойный человек! Если б я разглядела его раньше, я бы ни за что не польстилась. Не вини меня, брат!»
  9. «Ну что будет, если в самом деле тебя завтра в больницу свезут? Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети – образ Христов: «Сих есть царствие божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечества...»
  10. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана...»
  11. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!"»

Кто из персонажей...

  1. «...был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»?
  2. «.. .мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод, уверяя, что в холоде лучше спиться»?
  3. ...испытывал «бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил <.. .> Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту...»?
  4. ...«Пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его»?
  5. «...были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»?
 

III. Критики и писатели о творчестве Ф. М. Достоевского

Кому принадлежит высказывание:

  1. «Вам правда открыта и возвещена как художнику. <... > Цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будьте великим писателем! <...> Вы до самой смерти сути дела дотронулись, самое главное разом указали».
  2. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, быть может, только таланту Шекспира».
  3. «Он (Ф. М. Достоевский. – Ред.) не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют щель не непосредственных, а отдаленнейших искажений человечества».
  4. «Человек, который весь борьба».
  5. «Лучшие его (Ф. М. Достоевского. – Ред.) произведения явились предупреждением человечеству о грозящей ему опасности быть ввергнутым в ад бездуховности. Все его творчество от первой до последней строки – тревожная дума о будущем человечества, о судьбах России».
 

Ответы на вопросы

I. Жизнь и творчество
  1. Д. В. Григорович и Н. А. Некрасов взяли прочитать «на пробу» рукопись повести «Бедные люди». Они, не отрываясь, просидели всю ночь до утра и остались в восторге от повести. Ф. М. Достоевский оставил службу, повинуясь непреодолимому желанию стать писателем. Н. А. Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!», В. Г. Белинский при этом заметил: «У вас Гоголи-то как грибы растут», но рукопись взял и высоко ее оценил. Состоялась встреча начинающего автора с В. Г. Белинским. Эта встреча произвела в жизни Ф. М. Достоевского «перелом навеки». «Это была самая восхитительная минута моей жизни», – напишет Ф. М. Достоевский.
  2. Новая Божедомка. На этой улице располагались «богоугодные заведения» (нищенские лачуги); неподалеку находилось кладбище, где хоронили неимущих.
  3. С 1847 г. Ф. М. Достоевский посещает знаменитые «пятницы» М. В. Петрашевского. На них обсуждались новейшие социалистические учения. 15 апреля 1849 года на одной из «пятниц» Ф. М. Достоевский читает запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю». На собрании присутствовал провокатор. 23 апреля 1849 года тридцать семь участников кружка, в том числе и Ф. М. Достоевский, оказываются в Алексеевском равелине Петропаловской крепости.
  4. Члены кружка М. В. Петрашевского, в том числе и Ф. М. Достоевский, были приговорены к смертной казни. Но в самый последний момент, когда уже была дана команда: «На прицел!», был доставлен указ Его Величества – «...вместо смертной казни <...> в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым...»
  5. Во время пребывания в городе Семипалатинске (1850-1854 гг.) написаны произведения: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково», «Записки из мертвого дома», «Идиот», которые были изданы после возвращения в Петербург.
  6. В «Петербургском сборнике».
  7. В. Г. Перов.

II. Роман «Преступление и наказание»

  1. В 1866 году. Время было переломное: передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была разочарована; обострились социальные противоречия; наглядней стала несправедливость общественного устройства, противоречивость внутренней жизни людей. Ф. М. Достоевский ищет и находит особый тип романной формы, способный выделить, укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир.
  2. В течение 15 лет.
  3. «Я задумал его (Роман «Преступление и наказание». – Ред.) на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти».
  4. Георгий Тараторкин. В интервью он сказал: «Мы живем в сложное драматическое время <...> в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена! Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие. Ни один человек не освобожден от законов морали и нравственности».
  5. «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира?»
  6. Статья «О преступлении» (Раскольников рассматривал психологическое состояние преступника, пытающегося совершить преступление).
  7. Встреча в трактире с Мармеладовым, его рассказ о семнадцатилетней дочери, Сонечке (о спасенном ею семействе); письмо матери о Дунечке, «восходящей на Голгофу»; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре.
    • «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф».

    • «Он был задавлен бедностью».
    • «Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
    • «Квартирная хозяйка его две недели как уже перестала отпускать ему кушанье...»
    • Жизнь и судьбы детей и т. д.
    • Панорама Петербурга, пыль, вонь, духота; утопленница.
  8. Раскольников убежден, что люди делятся на «властелинов» (тип Наполеона) и «тварей дрожащих». Он решает, что только «сильная личность» в одиночку может осчастливить «толпу», Раскольников пытается найти доказательство справедливости убийства «по совести»
  9. Миколка забивает лошадь, толпа хохочет; Раскольников «убивает старуху, а она смеется над ним».
  10. «Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предчувствием будущего перелома в его жизни, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

Кому из персонажей соответствует описание:

1. Родион Раскольников. 2. Алена Ивановна. 3. Хозяин распивочной. 4. Мармеладов. 5. Катерина Ивановна. 6. Петр Петрович Лужин. 7. Дунечка Раскольникова. 8. Пьяная девочка на Конногвардейском бульваре. 9. Разумихин. 10. Зосимов. 11. Сонечка. 12. Порфирий Петрович. 13. Лизавета. 14. Аркадий Иванович Свидригайлов.

Кому из персонажей принадлежит высказывание:
1. Мармеладову. 2. Соне. 3. Пульхерии Раскольниковой (мать Родиона). 4. Соне. 5. Катерине Ивановне. 6. Родиону Раскольникову. 7. Мещанину. 8. Дунечке Раскольниковой. 9. Родиону Раскольникову. 10. Разговор студента и офицера. 11. Соне.


Кто из персонажей...
1. Родион Раскольников. 2. Разумихин. 3. Родион Раскольников. 4. Петр Петрович Лужин. 5. Родион Раскольников и Соня.

III. Критики и писатели о творчестве Ф. М. Достоевского

Кому принадлежит высказывание:
1. В. Г. Белинский. 2. А. М. Горький. 3. М. Е. Салтыков-Щедрин. 4. Л. Н. Толстой. 5. У. И. Гуральник.

 

Источник

  • Жердева Л.А. Знаете ли вы русскую классическую литературу? Вопросы и ответы. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003. - 172 с. - (Готовимся к ЕГЭ!)
В начало

 


Последние изменения внесены 29.03.2009

mzauvervald@yandex.ruE-mail
Hosted by uCoz