MZauvervald.narod.ru

Мне нравится, когда  глаза моих учеников светятся …. особым одухотворенным светом … однако, чтобы он зажегся, нужно пройти сквозь тернии… и не всегда к звездам.


 
Найти: на
Эссе «Моя педагогическая философия»
М. Г. Заувервальд
 

(прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения)

В классе    Учитель… Время летит незаметно, и вот уже 10 лет я работаю учителем русского языка и литературы. Но до сих пор, как когда-то в юности, слово «учитель» для меня наполнено необъяснимой притягательной силой, каким–то особым, неподдающимся никаким логическим объяснениям волшебством. Учитель – значит ни на кого не похожий: мудрый и порядочный.     Учитель – это тот, с кем никогда не бывает скучно,  тот, кто много знает,  кто неустанно дарит свою душу ребятам. Даже и тогда, когда окончен урок и далеко позади остаются «школьная парта и школьный порог», слова и дела учителя живут в памяти и сердцах его благодарных учеников. Быть хорошим учителем непросто…

    Всякий раз, когда звенит звонок на перемену, задаю себе одни и те же вопросы… О чем думали ребята, слушая меня? А может, только делали вид, что внимательно слушали, а на деле думали о том, чего не было на нашем уроке, но есть в их жизни… Какую мысль заронила в них, какое чувство  смогла пробудить? Как сделать так, чтобы меня слушали, как близкого и задушевного друга? Подчас вопросов больше, чем ответов.

    За годы работы в школе я поняла, что иногда поднятые руки ни о чем не говорят. Бывает так, что на уроке ни одной поднятой руки, в этот момент кажется: время уходит впустую - и хочется плакать от собственного бессилия, но … взглянешь в глаза думающего ребенка и точно знаешь, может быть, всем педагогическим методикам вопреки: работа идет! Это что-то непостижимое и завораживающее. Мне нравится, когда  глаза моих учеников светятся …. особым одухотворенным светом … однако, чтобы он зажегся, нужно пройти сквозь тернии… и не всегда к звездам. Это знает, наверное, каждый учитель!

    Как сделать так, чтобы дети не были равнодушны к русской культуре? Постоянно стремлюсь к тому, чтобы чтение русской и зарубежной классики стало духовной потребность каждого ученика. Ничто так не убивает желание читать и думать над страницами книги как принудительное чтение. Да, к сожалению, нужно осознавать, что ученик должен и обязан прочитать и то и другое. Но как человек, имеющий право на свободный выбор, разве он обязан… и разве принуждение не рождает отвращение? В первые годы работы в школе, увы, проверяла это много раз.

Мы и Пушкин

А потом поняла: необходимо предоставить ребенку право выбора – читать или не читать. Но при этом сделать все возможное (а подчас и невозможное), чтобы не прочитать было нельзя, чтобы проблемы, которые мы рассматриваем на уроке литературы, были близки и понятны каждому. Считаю, что анализ художественного произведения в конечном итоге должен вырастать не  в абстрактную литературоведческую  проблему, а в духовное открытие. Возможно, многие ребята только потому и не читают, что не умеют найти в художественной литературе ответов на многие свои вопросы и проблемы. Научившись понимать литературу, ребенок имеет больше шансов быть захваченным ею: постепенно он самостоятельно (без принуждения) исследует многие произведения. У него образуются свои пристрастия в литературе, развивается эстетический вкус.

     Когда-то очень давно, как гласит притча, ученики попросили своего учителя (Сократа) дать совет на все случаи жизни. Задумавшись, Сократ произнес только одно слово: «Думайте!» Своих учеников я учу думать. Уроки литературы  – это всегда размышление о том, как нужно жить. Хочется, чтобы ребята были открывателями и творцами своей жизни, своего счастья. Урок литературы – это еще и воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к уголкам детской души, это всегда совместный поиск и  взаимоуважение. Урок – это целый мир, в котором нет места наигранности, фальши. Главное в моей работе, умение любить … не учеников, а  Людей (пусть даже очень маленьких), неустанно открывающих Себя в этом Мире, и верить в каждого из них. Урок литературы - это всегда поиск Человека. Мне интересно работать учителем. Интересно, всякий раз заходя в класс, побеждать … себя, свои страхи. Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность».

 
В начало

 


Последние изменения внесены 29.03.2009

mzauvervald@yandex.ruE-mail

Hosted by uCoz