|
Интеграционная технология обучения смысловому чтению на уроках литературы в старших классах
Опыт работы с детьми на уроках литературы показал, что многие ученики на начало X класса не способны воспринимать и понимать художественный текст: ответы в большинстве случаев носят репродуктивный характер (I уровень восприятия). Причины здесь множественны: различные учебные планы, программы, методики и т.д., но суть одна - в X класс приходят ребята с разным уровнем литературного образования. Таких уровней можно выделить несколько:
I уровень - отсутствие понимания: ученики пересказывают содержание, произвольно интерпретируют текст;
II уровень - частичное восприятие текста: истолковываются отдельные структуры текста;
III уровень - адекватная интерпретация: ученики раскрывают смысл произведения, учитывая все взаимосвязи компонентов текста (особенности поэтики).
В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного читательского восприятия, а также организация некоторых форм взаимодействия читателя-ученика с художественным произведением.
По парадоксальному утверждению А. А. Леонтьева, «мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом». Согласно концепции М. М. Бахтина, перед эстетически развитым читателем стоят две задачи:
-
Понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира «глазами автора»;
-
Включить произведение в свой, отличный от авторского, жизненный и культурный контекст.
Учитель-словесник должен научить детей адекватно воспринимать смысл текста, который должен возникает в результате взаимосвязи различных толкований – структурно-функциональный и ценностно-ориентирующий подходы.
Основные принципы работы на уроках литературы:
-
Принцип гуманизации: диалектизация гуманитарного знания (русский язык, литература, психология, философия).
-
Принцип интеграции: связь гуманитарного и художественно- эстетического образования - «всё во всем» (С. Гроф).
-
Принцип синергетики: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и идей.
-
Принцип педагогики экспрессии: педагогика учителя литературы – это педагогика актера (слово + чувство).
-
Принцип демократизма: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
Именно смысловое (с-мыслью) чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах. Большинство толковых и философских словарей определяют смысл как синоним значения. Благодаря возникновению герменевтики (философия понимания текстов) появилось такое понятие как скрытый смысл. Герменевтика – это искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека и, прежде всего, художественных текстов, без интерпретации которых не обходится школьное литературное образование.
Конкретизировать оппозицию «значение - смысл» помогают работы М. М. Бахтина, подчеркивавшего различие семантической (значение) стороны произведения и его ценностно-смыслового момента. Смысл всегда диалогичен. «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла».
Художественный текст на уроках литературы должен быть обращен к современным проблемам: юный читатель не «препарирует текст», анализируя отдельные моменты художественного произведения, а учится на литературных примерах жить, учится быть Человеком.
Понимание художественного текста возникает как сходство смысловых контекстов автора и читателя. Безусловно, наряду со сходством возникают и различия, связанные с различным мировоззрением автора и читателя, поэтому для адекватного понимания текста, необходимо учитывать все компоненты художественного произведения.
Смысл (содержание)- структура (форма)
Необходимо помочь ученику освоить мир художественной литературы, привить нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Каждому читателю, говоря словами А. Н. Леонтьева, приходится решать «задачу на смысл», на открытие «значения для меня» в том или ином художественном произведении, так как задача любого искусства (в частности, литературы) открытие «личностного смысла».
Чтение литературного произведения есть двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, читатель открывает неповторимый мир, созданный автором, а с другой стороны, посредством текста познает уникальность и ограниченность собственного мира. Таким образом, на текст мы смотрим как на «сложно построенный смысл». Работая с художественным текстом, важно выбрать правильный подход к его осмыслению. Интеграционный подход к анализу текста, с нашей точки зрения, отвечает требованиям современной методики.
Интеграция в данной технологии проявляет себя не только в комплексной соотнесенности различных подходов и методик, но и в том, чтобы учитывать реалии современной жизни и культуры. Знания по истории, философии, психологии, культурологии, языкознанию должны помочь учащимся понять глубинные слои художественного текста. На основе классической литературы обучаю своих учеников свободно мыслить, т. е. развиваю способность слушать и воспринимать других, мыслящих по-другому. Такого рода работа требует серьезной духовной и интеллектуальной подготовки: учитель - одновременно ученый, философ и художник. И ученый, и художник, и философ – это те люди, которые помогают осознать смысл и ценность всех проявлений жизни: художник раскрывает художественную красоту в чувственных образах, ученый помогает постичь истину, а философ раскрывает очевидность добра.
Учитель и ученик при этом находятся в ситуации сотрудничества. Учитель организовывает совместное осмысление и сопереживание мотивов поступков героев произведений.
В результате системного взаимодействия с текстом происходят ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ изменения в восприятии учащихся литературного произведения:
1) возникает возможность увидеть произведение как особо организованное целое, все элементы которого находятся в определенном взаимоотношении - изменение одного из них влечет за собой изменение остальных;
2) на смену репродуктивным ответам приходит собственное открытие и адекватное понимание текста;
3) появляется возможность рассмотреть произведение в контексте всего творчества автора или в контексте литературы определенного периода: выход на мироощущение, особенности поэтики, а в конечном итоге - постижение «подтекстовой информации» текста (термин Гальперина). Так, например, тема завершающего урока по творчеству Ф. М. Достоевского в 10 гуманитарном классе «Человек есть тайна» (Этико-философское осмысление предназначения человека в творчестве Ф. М. Достоевского) позволяет обратиться к нескольким произведениям автора: «Записки из подполья», «Белые ночи», «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот». При таком подходе, говоря о проблематике произведения, можно одновременно рассмотреть и языковые средства, т. е. глубже понять текст – осмыслить (смысловое чтение, или чтение со смыслом);
4) различные виды сопоставительных анализов дают возможность глубже понять особенности каждого текста, каждого героя;
5) и, наконец, при сегодняшнем отношении к литературе как учебному предмету, когда количество часов с каждым годом сокращается, такой подход дает возможность существенно сэкономить учебное время.
От понимания того, как строится художественный текст идем к осмыслению идеи и проблематики текста, к пониманию того, что такое авторский стиль, затем к созданию собственных творческих работ.
Ребятам предлагаются разные виды творческих работ:
- cочинение по заданному началу;
- cочинения-закладки, сочинения – миниатюры, зарисовки на заданную или свободную тему;
- сочинения-эссе, например, тема «!?» или «Тссс!» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»);
- сочинение-анализ поэтического текста;
- рассказы разных типов: рассказ-повествование, рассказ-описание, рассказ- психологический портрет, фантастический, детективный, мистический рассказы.
Много работаем над совершенствованием различных письменных работ. Каждое сочинение ученика (на начальном этапе – I полугодие X класса) сопровождается рецензией учителя; со временем необходимость в рецензии для каждого отпадает, но устный анализ работ обязателен всегда.
Особенности содержания образования
I. На уроках литературы вырабатывается у учеников-читателей умение проникнуть в художественную ткань произведения, осмыслить и оценить авторские идеи, принять или не принять их.
Эту сложную как для ученика, так и для учителя работу начинаю в любом классе с теории, а именно:
- Миф. Мифологическое мышление.
- Литература и фольклор.
- Понятие художественного текста. Виды информации: концептуальная, фактуальная, подтекстовая, их взаимосвязь (по Гальперину).
- Как слово становится художественным образом? Образная природа искусства.
- Роды литературы. Особенности интерпретации.
- Классификация жанров. Жанр и жанровая форма.
- Элементы структуры художественного текста: системы образов, композиции, сюжета, стиля.
В педагогике и психологии этот путь называется обучением «обобщенным способам умственных действий» (В. Давыдов).
Теоретические знания становятся инструментом для последующего осмысления художественного текста (художественно-изобразительные средства языка, их роль в создании образа; система образов произведения; главная мысль, идея, концепт, выявление роли сюжета в эпическом тексте). Для закрепления теоретических понятий детям предлагается работа, которая поставит их в активную позицию по отношению к тексту: например, ребята должны дописать рассказ, который учитель читает в классе до определенного места, - завершить сюжет, дорисовать образы в соответствии с идеей.
В данной работе важно не то, как ребята разовьют сюжет, а их умение почувствовать авторскую логику развития образа, их умение через систему образов и сюжет выйти на идею произведения.
II. Следующий этап – формирование частных умений анализировать эпический, лирический и драматический тексты, исходя из особой природы и специфики анализа этих литературных родов.
Тематика уроков следующая (для 10 класса):
- Роды литературы. Особенности интерпретации эпического текста.
- Интерпретация лирического текста.
- Особенности драматических произведений и их интерпретация.
- Контрольная работа.
Цель уроков – выявить родовые особенности эпоса, лирики, драмы и особенности их анализа.
В ходе уроков составляется таблица, которая дает учащимся четкое представление об особенностях каждого из родов литературы (такую таблицу я даю и в 5-ом классе, несколько видоизменяя ее в соответствии с возрастными особенностями, и в 10-ом классе, когда начинаю работать с новыми учащимися).
Таблица №1Роды литературы
ЭПОС |
ЛИРИКА |
ДРАМА |
1. событие |
1. чувства |
1. действие
(постановка на сцене) |
2.сюжет |
2. образ-переживание |
2. конфликт |
3.композиция |
3. движение чувств –
«эмоциональная волна» |
3. ремарки |
4. эпический герой |
4.требуется выразительное чтение |
4.чтение по ролям |
5. идея |
|
|
Процессуальная характеристика
Процесс анализа литературно-художественного произведения есть специфическая форма деятельности, в которой объективируются личностные качества и учителя, и учащегося. Учитель, по нашему мнению, должен занять позицию соавтора единого акта интерпретации. И учитель, и ученик опираются на один текст и на единую теоретико-методологическую систему.
Такая педагогическая установка диктует необходимость - учесть 2 обстоятельства:
а) учащийся должен хорошо разобраться в теории и методике анализа художественного текста, усвоить основные литературоведческие понятия;
б) в процессе анализа - творческий процесс;
В этом случае моя задача, задача учителя, - помочь учащимся почувствовать, осознать себя творцом, философом, начинающим литературоведом.
Говоря об особенностях методики анализа художественного текста, мы исходим из того, что урок литературы – это откровение истины, это уроки, на которых затрагиваются самые глубокие аспекты человеческого существования: жизнь и смерть, вина и грех, любовь и страдание. Рассматривая, а вместе с тем и обсуждая именно эти темы, ученик всегда искренен перед собой. Уроки литературы - это «со-бытие (совместное бытие) учителя, ученика и автора художественного произведения», «человекоформирующий процесс, урок – общение, урок – искусство, урок – жизнь» (Е. Ильин).
Из всего этого и слагается
методика работы с художественным текстом.
1этап. ВОСПРИЯТИЕ
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).
Вопросы: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием) - формирование эмоциональной оценки текста.
2 этап. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Осуществляется работа с сюжетом, композицией, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены. Используются схемы, таблицы.
3 этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей сюжета, прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?
4 этап. СМЫСЛОВАЯ КОМПРЕССИЯ
А). Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.
Б). Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом.
Т1 > Т2 (перекодировка), где Т - текст
В). Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.
Интеграционный подход предполагает смысловую реконструкцию текста, создание своей читательской формы, что превращает обычное (потребительское чтение) в смысловое, которое приводит к обогащению смыслового опыта читателя. Разнообразные приемы сотворчества с автором: превращение художественного текста в словесные картины, сцены, кадры и эпизоды, а также составление структурных схем, таблиц, рисунков – все это способствует к подлинному взаимодействию, а в конечном счете, - к адекватной интерпретации.
Так, например, изучая в 10 классе роман И. Гончарова «Обломовщина», использую следующую схему:
Концептуальные схемы анализа текста, особые ключи, открывающие текст – знаковую систему. Одни из них помогают нам увидеть разные системы образов произведений, другие – способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию, при изучении третьих можно акцентировать внимание учащихся на роли композиции и сюжета в раскрытии идеи автора. Следующим методическим приемом является составление схем-характеристик, помогающих точнее понять характеры героев, их поступки, сопоставить героев друг с другом. Так, заканчивая изучать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», предлагаю детям в качестве домашнего задания заполнить таблицу:
Противоречия Базарова
Отношение |
+ |
- |
К природе |
|
|
К науке |
|
|
К женщине, любви |
|
|
К философии, романтизму |
|
|
Интересным и эффективным является сопоставительный анализ произведений одного автора или особенностей поэтики разных авторов, направлений.
Организация учебно-познавательной деятельности
При организации учебно-познавательной деятельности исходим из поставленной цели и особенностей конкретного класса. Выбирается модель урока.
Таблица № 2 Модели уроков
№ Мо-дель урока |
Цели урока |
Тип учебного занятия |
Формы организации образовательного процесса |
1 |
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Создать образ изучения новой темы. |
Вводное занятие.
|
«Урок-размышление», «Урок обмен впечатлениями», «Урок-эврика» |
2 |
Организовать осмысление и первичное запоминание новых знаний. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Лекция, семинар, экскурсия, конференция, дидактическая сказка. |
3 |
Закрепление знаний и способов деятельности учащихся. |
Закрепление знаний и способов деятельности. |
Семинар, экскурсия, практикум, «литературный суд», различные творческие работы. |
4 |
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного осмысления усвоенных знаний. |
Обобщение и систематизация. |
Семинар, практикум, «урок творчества», «Литературная гостиная». |
5 |
Проверить знания. |
Обобщение и систематизация. |
Контрольная работа, зачет, экзамен. «Урок-турнир», «Урок-конкурс». |
6 |
Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности. |
Коррекция и оценка. |
Работа над ошибками, рецензирование и т. д. |
Модели № 2-6. Цель таких уроков – литературное образование. Содержание урока – самостоятельная деятельность учащихся по анализу и интерпретации текста. Методы: частично-поисковый, исследовательский, эвристический.
Интересны с методической точки зрения такие приемы, как:
1) определить авторство стихов (фамилии поэтов не называю) или определить литературное направление (объяснить свою точку зрения);
2) сопоставление стилей различных авторов (например, стили юмористических рассказов А. П. Чехова и М. Зощенко)
-
написать свой рассказ на основе фантастического вымысла, сказку, миф или пародию (стилизацию); для этого составляются алгоритмы написания.
Для контроля знаний, умений, навыков учащихся существует система зачетов, контрольные сочинения и творческие задания; в гуманитарном классе – экзамены.
Итак, главным результатом своей работы по данной технологии считаю повышение качества обученности литературе, о чем свидетельствуют результаты сессионных и государственных экзаменов, а также то, что у ребят появляется интерес не только к литературе как учебному предмету, но и к чтению вообще. Ребята чувствуют уверенность в своих способностях, исчезает страх «а вдруг это неправильно» - приходит осознание того, что не всегда «свое мнение» может совпадает с «чужим».
В начало
Прием предварительной коррекции на уроке русского языка при изучении новой темы
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от различных причин. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления.
Для учителя-словесника представляет интерес логопедический подход к анализу нарушений речи у детей, получивший в последние годы широкое распространение. Согласно этому подходу приоритетное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент – фонетический, при котором отмечается неправильное произношение звука или звуков, или затрагивает еще и фонематические процессы, когда нарушения наблюдаются в письменной речи. В соответствии с таким подходом речевые нарушения делятся на две большие группы:
- фонетические нарушения речи, они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков, их групп (дислексия);
- фонематические нарушения, которые выражаются в том, что ребенок не улавливает разницы между оппозиционными звуками и совершает специфические ошибки при чтении и письме (дисграфия).
Следует отметить, что нарушения письменной речи имеют место не только при значительном своеобразии в речевом развитии детей, но и в формировании функций неречевого характера. Так, дисграфия есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов (См. приложение). К сожалению, большинство современных методик по русскому языку не затрагивают проблемы обучения детей, имеющих фонетические и фонематические нарушения речи.
Кроме названных двух групп, можно выделить и третью, все больше встречающуюся среди детей, имеющих «удовлетворительно» по русскому языку, - общее недоразвитие речи (или, так называемая, ложная дисграфия), проявляющееся в несформированности некоторых (!) речевых навыков, например: ошибки при написании словарных слов; отсутствие навыков работы со словами на определенную орфограмму или виды орфограмм; отсутствие четкой ориентированности в структуре предложений, не только сложных, но и простых, осложненных ОЧП и различными оборотами.
Как работать с учениками, относящимися к третьей речевой группе? Понятно, что нельзя обучить детей грамотному письму, заучив N-ое количество правил. Необходимо поставить обучающегося в активную позицию – это означает, что ребенок должен понимать, почему то или иное правило (орфограмма или пунктограмма) возникло и имеет право на существование. Необходимо учить детей видеть языковые закономерности, без этого, на мой взгляд, нет и не может быть грамотной речи, поэтому я в своей работе использую приемы предварительных коррекций (которые, я в этом полностью уверена, должны войти в методику обучения письму) для формирования навыков грамотного письма. Рассмотрим это на фрагменте урока.
Класс: 5
Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных
Цель урока: научить грамотно писать падежные окончания имен существительных
Задачи урока:
-
обобщить знания, полученные в начальной школе по теме «Склонения имен существительных»;
-
познакомиться с группой слов на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ;
-
найти закономерности в изменении слов.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: SMART-доска, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.
В начале урока учитель спрашивает, что нужно сделать для того, чтобы правильно написать падежное окончание имен существительных. Основываясь на знаниях, полученных в начальной школе, дети должны вспомнить: чтобы правильно написать окончание имени существительного необходимо определить его склонение и падеж. Ребятам предлагается заполнить таблицу, зафиксированную на SMART- доске. Необходимо просклонять имена существительные: Калуга (1 скл.), Томск (2 скл.), Астрахань (3 скл.).
Дети наглядно устанавливают закономерности в склонении слов и приходят к выводу: в именах существительных 1 склонения пишется окончание -Е в Д.п. и П. П., 2 склонения – в П. П., в именах существительных 3 склонения пишется окончание –И в Р., Д., П. п.. После чего и дальше работаем со SMART-доской: ученики по очереди пишут на доске и комментирует слова, остальные работают в тетрадях.
В таблице помещены словосочетания (был во Франци…, думал о гербари…), над которыми ребята должны задуматься:
был во Францие или во Франции – как объяснить?
В поисках следующей закономерности детям предлагается выполнить задание на сравнение двух групп слов. Например: Марья – армия. Что общего? Чем отличаются эти слова? Дети с помощью учителя анализируют данные слова и самостоятельно формулируют правило, а затем сверяют собственную формулировку с той, которая дана в учебнике (орфограмма № 17). После проделанных наблюдений выполняется работа на закрепление полученных знаний: ребята находят «лишние» слова, определяя окончания имен существительных. Также используется материал учебника.
Что дает такой подход в преподавании русского языка? В чем состоит суть приемов предварительных коррекций? Важной представляется идея о том, что на основе накапливаемого речевого опыта у детей постепенно вычленяется какая-то часть знаний, которая может быть в большей или меньшей мере учтена в ходе объяснения нового материала. Это создает возможность предварительных коррекций, которые необходимо включать в самые начальные этапы изучения новой темы в среднем (возможно, и в старшем) звене. В этих случаях предварительные коррекции приходят на смену применявшимся вторичным коррекциям, вносившим поправки по мере фактического накапливания отклонений – проще говоря, пробелам в усвоении материала, когда дети заучивают то или иное правило, без предварительного анализа языковых закономерностей.
Приложение
Диагностика
11 лет
ученик 5 класса
лицей № 200
Состояние латералиты и пространственной ориентировки
Схему собственного тела объяснил правильно. Правое и левое направления в исходном положении указывает верно. Схему тела сидящего напротив определяет неуверенно, с ошибками. Отраженные действия в пробе Хэда выполняет неуверенно: правильно выбирал руки, но ошибся – ноги.
Состояние ориентировки во времени . Нарушений не выявлено
Состояние двигательных функций руки
В целом «пересчет» пальцев выполнил коодинированно (сначала наблюдалась асинхронность движений). Отстукивание ритма I-II-I-II… выполнил медленно, но правильно; II-III-II – выполнил быстро, без какого-либо ритма (разрозненные удары, без соблюдения ритма). Хорошо выполнил пробу “кулак -ребро”.
Состояние слухо-моторных координаций
Неудача при воспроизведении заданной ритмической структуры – серий ударов, отстукиваемых вне поля зрения испытуемого, с паузами разной длительности.
Состояние речевого внимания и фонематического восприятия
Недостаточная сформированность функций рече-слухового анализатора при сохранном физическом слухе. Испытывает трудности в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Состояние звукового анализа и синтеза слов
Работа со слоговыми таблицами
лу |
ло |
тор |
ха |
му |
хо |
жа |
лод |
ра |
ба |
мяк |
ху |
Из 9-ти возможных слов нашел следующие: ба-ба, му-ху, жа-ба.
хо |
О |
чу |
да |
на |
жи |
вод |
вой |
мо |
пру |
деж |
ный |
жем |
лод |
ро |
жой |
Из 13-ти возможных слов нашел следующие: чу-да, вой – на.
Учет специфических ошибок
- Несформированность действия звукового анализа – пропуск, перестановка, вставка букв.
- Ошибки фонематического восприятия (недифференцированность фонем ведет к замене звуков)- смешение букв-звуков по акустико-артикуляционному типу.
- Ошибки на уровне слова –дефект анализа и синтеза слышимой речи: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание: за брались (забрались).
Слитное: зарылисьвмух (зарылись в мох).
Заключение Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии (нарушение фонематического слуха), так и в замедленном (незрелом) формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, двигательных функций руки, слухо-моторных координаций); имеют место пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, следствием чего могут явится трудности при решении текстовых задач по математике, сложности при изучении языков (иностранного и русского)
Для дальнейшего обследования необходимо:
- консультации невропатолога, логопеда (центр «Синеглазка»). |
|