Перейти на главную

MZauvervald.narod.ru

Мне нравится, когда  глаза моих учеников светятся …. особым одухотворенным светом … однако, чтобы он зажегся, нужно пройти сквозь тернии… и не всегда к звездам.


 
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
  А1.

В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный?





 
  А2.

    В  каком  слове  верно   выделена  буква,   обозначающая  ударный  гласный звук?




 
  А3.

В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?

Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, ос­ваивается ребенком шаг за шагом.
Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.
Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.
 
  А4.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

несколько яблок
лежит на шкафе
до тысяча восемьсот двенадцатого года
 
  А5.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав новую книгу,


началась подготовка к читательской конференции.
я увлёкся историей.
 
  А6.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.


Никто больше так не читал эти стихи!
Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.
 
 

Прочитайте текст и выполните задания А7 А12.


(1)... (2)К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязнённость атмосферного воздуха. (З)Из-за загрязнённости воздуха большие города получают на 15% меньше солнечных лучей, на 10% больше осадков в виде дождя, снега, града. (4)Вместо кислорода, который сгорает в фабричных печах, в двигателях автомобилей, в атмосферу поступает углекис­лый газ, концентрация которого, по мнению учёных, создаёт так называемый парниковый эффект: атмосфера пропускает солнечную радиацию, но обратного теплового излучения не происходит. (5)В глобальных масштабах парниковый эффект выражен на Венере. (6)...


  А7.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


Существует много факторов, определяющих жизнь городского человека.
Городская среда неоднородна.
 
  А8.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?


Пример этой планеты убеждает нас в том, что повышение темпе­ратуры на нашей планете может поставить под угрозу существование сложившейся экологической системы.
Это поможет лучше узнать особенности Венеры.
 
  А9.

Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 5?


выражен в масштабах
парниковый эффект выражен
 
  А10.

Укажите верную характеристику предложения 3.


сложносочинённое
сложноподчинённое
 
  А11.

Укажите   правильную   морфологическую   характеристику   слова   ЭТИМ   в предложении 1.


указательное местоимение
вопросительное местоимение
 
  А12.

Укажите значение слова КОНЦЕНТРАЦИЯ в предложении 4.


внешнее очертание
система взглядов на что-либо
 
  А13.

В каком слове есть суффикс -АД-?


прохлада
клоунада
 
  А14.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?


Вдоль стен, вымаза(1 )ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина — вот вся обстановка.


2, 3
3
 
  А15.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


предраспол...жить, см..рение, пл..вучий
сат..рический, перекл...каться, л..гичность
 
  А16.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?


пр...зидиум, пр...вилегии, беспр...кословно
без...сходный, пред...дущий, раз...скивающий
 
  А17.

В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?


жесты много знач..т, реж..щий механизм
скач..щий всадник, ищ..щий клад
 
  А18.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A.  обнаруж...вать
Б. продл...вать
B.  распил...вать
Г. задумч..вый


А, Б, В 
В, Г  
 
  А19.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Ель Н(1)когда Н(2) плачет, Н(3)кому Н(4) кланяется.



1, 3  
 
  А20.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?


(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.
Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.
 
  А21.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны ( ) и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.


Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
 
  А22.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.


1, 2, 3, 4 
1, 2, 3 
 
  А23.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Норд-ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя.


1, 2, 3, 4 
3, 4 
 
  А24.

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


Много желал да ничего не поймал.
В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
 
  А25.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.


Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится в первой части.
 
  А26.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сочетание лексического и грамматического значений (1) может обра­зовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.



2, 3 
 
  А27.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Отец сам занимался воспитанием своей дочери (1) и (2) чтобы развить в ней главные добродетели (3) давал ей уроки музыки и живописи (4) и распределял всё её свободное время.


2, 3  
1, 2, 3  
 
  А28.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?


Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.
В военные годы В.Ю. Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».
 
 

Прочитайте текст и выполните задания А29 — А31; В1 — В8.


(1 )Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (З)Немапую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
(б)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.
(7)Но, конечно, плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена по­бочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холо­дом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выгля­деть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в це­лом? (12)Каково будет лицо страны?
(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности. одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.
(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, за­ражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

(В. Солоухин)

  А29.

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

Внешний вид страны, лицо страны должны быть предметом заботы государства.
Пейзаж, ландшафт страны совершенно не зависят от представления человека о красоте.
Хозяйственная деятельность человека во многом определяет ландшафт и пейзаж страны.
 
  А30.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1—6?

рассуждение с элементами повествования
рассуждение и описание
описание и повествование
 
  А31.

В каком значении употребляется слово ЛИЦО (предложение 16)?

Передняя сторона дома, строения, сооружения; фасад.
Отдельный человек в обществе, индивидуум.
Индивидуальный облик, отличительные черты кого-, чего-либо.
 
 

Часть 2


При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в поле ввода, расположенном ниже формулировки вопроса. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 ВЗ запишите словами.

  B1.

Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА (предложение 13).

 
  B2.

Из предложений 2—5 выпишите притяжательные местоимения.

 
  B3.

Из  предложения   7  выпишите  подчинительное  словосочетание  со связью
ПРИМЫКАНИЕ.

 
 

 

Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.

 

  B4.

Среди предложений 5—9 найдите сложные предложения, в состав которых
входит безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

 
  B5.

Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

 
  B6.

Среди предложений 1— 6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 
  B7.

Среди предложений 1—5 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью определительного и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 
 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в поле ввода.

 

  B8.

«Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием,
как_______ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной
с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные _________ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы, поставленной автором, находится
в предложениях  7—12.  ________  («душа спит,  она мертва») в 7-м
предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивается точно выверенной лексикой, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также с помощью такого средства выразительности, как ________ («конечно», «в первую очередь»)».
Список терминов:

    1. сравнительный оборот
    2. литота
    3. контекстные антонимы
    4. ряды однородных членов
    5. олицетворение
    6. сопоставление
    7. вводные слова и конструкции
    8. просторечная лексика
    9. риторическое обращение

 


В начало

 


Последние изменения внесены 29.03.2009

mzauvervald@yandex.ruE-mail
Hosted by uCoz