Перейти на главную

MZauvervald.narod.ru

Мне нравится, когда  глаза моих учеников светятся …. особым одухотворенным светом … однако, чтобы он зажегся, нужно пройти сквозь тернии… и не всегда к звездам.


Знаете ли вы русскую классическую литературу?

Вопросы и ответы

 
Готовимся к ЕГЭ по литературе
 

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ
(1828-1910)

I. Жизнь и творчество

  1. Где прошли детские годы Л. Н. Толстого? Какое воспитание он получил?
  2. Как называется игра, которую придумал старший брат Л. Толстого Николенька? Какую «главную тайну» мечтали открыть братья?
  3. Чей портрет Л. Н. Толстой носил вместо нательного креста?
  4. Каким образом брат Николенька круто переменил жизнь Л. Толстого?
  5. В обороне какого города принимал участие Л. Н. Толстой? Назовите произведение, отразившее впечатления писателя.
  6. С какой целью в 1860-м году Л. Н. Толстой отправляется в шестимесячное путешествие по странам Европы? К какому выводу он пришел, посетив западные страны?
  7. В каком произведении Л. Н. Толстой рассказывает о своих неудачных попытках улучшить положение крестьян?
  8. Назовите автобиографическое произведение Л. Н. Толстого. В каком журнале оно было опубликовано? От кого из писателей Л. Н. Толстой получил восторженное письмо?
  9. Кто является «героем» одного из «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого?
  10. Перечислите наиболее известные пьесы Л. Н. Толстого.
  11. Кого из участников Отечественной войны 1812 г. Л. Н. Толстой представил в образе Василия Денисова (роман «Война и мир»)?
  12. За какой роман Л. Н. Толстой был отлучен от церкви? Как отреагировали на это событие рабочие Мальцевского завода?
  13. Кто подсказал Л. Н. Толстому сюжет романа «Воскресение»?
  14. Перечислите музеи, посвященные жизни и творчеству Л. Н. Толстого.
  15. Кто из художников запечатлел некоторые моменты жизни и творчества Л. Н. Толстого?

 

II. Роман «Война и мир»

  1. Какова предыстория романа?
  2. Кто из романа «Война и мир» был любимым героем Л. Н. Толстого?
  3. Почему Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» обращается к событиям 1805 и 1812 годов?
  4. С какой целью княгиня Друбецкая приехала в салон Анны Павловны Шерер?
  5. Как изменилось положение Пьера после смерти отца?

Кому из персонажей соответствует описание:

  1. Первый: «...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». У второго «тихий мерный шаг»; скучающее непроницаемое выражение, когда он говорит с чуждыми ему людьми, и добрая, приятная улыбка, когда он встречается с близкими. Третий: <...> невысокая фигурка с маленькими сухими ручка ми; «.. .худоба и болезненность ее лица, "тяжелые ступни" и ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные».
    * Выявите черты «породы» Болконских.
  2. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками <.. .> сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками...»
  3. «...неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти <...>. Кроме того, он был рассеян».
  4. «...в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица. <...> подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване».
  5. «Молодая княгиня <... > приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю».
  6. «...она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины <...>. Слегка шумя своею белою робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов <...> и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собою блеск бала...»
  7. «...поразительно дурен собой. <...> лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».
  8. «...среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. <...> он был небогатый человек, без всяких связей <...>. Он играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы».
  9. «...невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность».
  10. «...была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно...»
  11. ...«маленький человек» с неприятно притворной улыбкой на лице, «с жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног», самовлюбленный властитель, упоенный успехом и ослепленный славой?
  12. «...невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующего».

Кто из персонажей...

  1. ... стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?
  2. ...в Отечественную войну 1812 года упросила своих родителей при отъезде населения из Москвы оставить вещи, а взять на подводы раненых?
  3. ...«Каждое утро получает задание по геометрии, а другое утро отвечает сделанный урок»?
  4. «...верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя <...> исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью»?
  5. ...приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?
  6. ...упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день геройски погиб при столкновении с французами?
  7. ...командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?
  8. ...мечтал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью?
  9. ...создавал впечатление «ласки и простоты», «чего-то приятного, успокоительного, круглого»?
  10. ...в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»?
  11. ...знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и <...> следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти»?
  12. ...воскликнул: «Вот прекрасная смерть!»?
  13. ...наказывал: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне старику, больно будет <...>. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын <.. .> мне будет... стыдно!»?
 

III. Романы: «Анна Каренина», «Воскресение»

Кому из персонажей соответствует описание:

  1. «Ястребиное, хищное и жесткое выражение установилось на нем. Он быстрыми костлявыми пальцами расстегнул сюртук, открыв рубаху навыпуск, медные пуговицы жилета и цепочку часов, и быстро достал толстый старый бумажник».
  2. «...невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку. На ногах женщины были полотняные чулки, на чулках – острожные коты, голова была повязана белой косынкой, из-под которой, очевидно умышленно, были выпущены колечки вьющихся черных волос».
  3. «...Красное лицо с чувственными смакующими губами над заложенной за жилет салфеткой и жирная шея <...> упитанная генеральская фигура».

Кто из персонажей...

  1. «...была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна и твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы <.. .> прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук...»?
  2. ...опуская кусочки хлеба в чешку с вином, говорил, что при помощи молитв они превращаются «в тело и кровь бога», «угостив ими людей, унес чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога <...> в самом веселом расположении духа <...> вышел из-за перегородки»?
  3. ...говорит о себе: «...пришло время, и я поняла, что я не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить»?
  4. ...«любила Нехлюдова и думала, что, связав себя с ним, она испортит его жизнь, и, уходя <.. .> освобождала его и теперь радовалась тому, что исполнила то, что хотела, и вместе с тем страдала, расставаясь с ним»?
  5. ...утверждал, что бедности России «содействовала в последнее время ненормально привитая в России внешняя цивилизация, в особенности пути сообщения, железные дороги, повлекшие за собой централизацию в городах, развитие роскоши и, следствие того, в ущерб земледелию – развитие фабричной промышленности»?
  6. ... «Всю свою жизнь <... > прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее»?
  7. ...возмущенный бюрократическим отношением судей к делу, их равнодушным отношением к человеку, заявил прокурору: «Я считаю всякий суд бесполезным и безнравственным»?
  8. ...считал, что нужно быть «элегантным, красивым, великодушным, веселым, отдаваться всякой страсти, не краснея, и надо всем остальным смеяться»; имел свод правил, которые «определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно <...> что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять»?
  9. ...отрекся от всех жизненных благ во имя служения народу, выступал против всякого насилия: войны, казней, убийств «не только людей, но и животных»?
 
IV. Повести: «Казаки», «Хаджи Мурат»
О ком из персонажей идет речь:
  1. «... сын простого казака, сирота <... > высокий, красивый малый лет двадцати <...>. Лицо и все сложение его <...> выражали большую физическую и нравственную силу».
  2. «...глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из-под загнутых кверху усов и подпертые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щеки с оставленными правильными колбасками бакенбард и поджимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева».
  3. «... огромного роста казак, с седою как лунь широкою бородой и <.. .> широкими плечами и грудью».
  4. «Стройная красавица»; «лицо закрыто обвязанным платком»; «на ней розовая рубаха и зеленый бешмет».
  5. «...в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида»



 

V. Критики и писатели о творчестве Л. Н. Толстого
Кому принадлежит высказывание:

  1. «Толстой – это целый мир».
  2. «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов».
  3. «Черт его знает что у него в голове! Жаль, если эти следы барского и офицерского влияния не перемелются в нем. Пропадет громадный талант».
  4. «Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
  5. Л. Н. Толстой «...не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются Толстым».
  6. «Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов. Есть в нем что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит. Да, он велик».
 

Ответы на вопросы

I. Жизнь и творчество
  1. В тульском имении родителей – Ясной Поляне; Л. Толстой получил типичное для того времени дворянское воспитание
  2. гра «муравейные братья». «Как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Эта тайна, по словам старшего брата, была написана на «зеленой палочке», зарытой где-то у дороги, на краю оврага.
  3. Портрет писателя Жан-Жака Руссо.
  4. Николенька берет Л. Толстого на Кавказ. В станице Старогладковской Л. Толстой впервые столкнулся с миром вольного казачества, заворожившим и покорившим его. Он восхищался гордым и независимым характером казаков. Здесь впервые почувствовал бессмысленную, разрушительную сторону войны, принимая участие в опустошительных и кровавых набегах на чеченские аулы.
  5. Участвовал в обороне города Севастополя; «Севастопольские рассказы».
  6. Желает познакомиться с культурой Запада: посещает Францию, Германию, Италию и Швейцарию. По возвращении приходит к выводу, что просвещение народа сблизит помещиков с крестьянами. Открывает в Ясной поляне и ее окрестностях 21 школу для крестьянских детей. Становится мировым посредником, чтобы защищать интересы народа. Пишет для детей рассказы, басни, сказки, а также «Азбуку», которая выдержала 28 изданий.
  7. Рассказ «Утро помещика».
  8. Трилогия: «Детство. Отрочество. Юность»; журнал «Современник»; Л. Н. Толстой получил восторженное письмо от Н. А. Некрасова.
  9. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красе его и который был, есть и будет прекрасен, – правда» («Севастополь в мае»).
  10. «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп».
  11. Дениса Давыдова.
  12. За роман «Воскресение»; рабочие подарили глыбу зеленого стекла с надписью: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили их в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают вас как хотят и от чего хотят фарисеи "первосвященники". Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас своим великим, дорогим, любимым».
  13. Прокурор Петербургского окружного суда А. Ф. Кони.
  14. В Москве: Музей-усадьба Л. Н. Толстого, Государственный литературный музей Л. Н. Толстого, Государственный музей-усадьба Ясная Поляна; музей на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапов о).
  15. А. Д. Кившенко «Совет в Филях»; В. В. Верещагин «На большой дороге. Отступление, бегство»; И. М. Прянишников «Партизаны 1812 года»; И. Е. Репин «Портрет Л. Н. Толстого».

II. Роман «Война и мир

  1. Первоначально возник замысел романа о декабристе, возвращающемся из ссылки уже стариком. Затем Л. Н. Толстой «намерен провести уже не одного, а многих <...> героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856 годов». Работа над романом продолжалась 6 лет (1863-1869), в результате временные рамки произведения сжались – действие остановилось на 1824 годе.
  2. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов.
  3. 1805 год – Россия потерпела поражение в войне с Наполеоном, возникла сложная политическая и экономическая ситуация в стране; 1812 – год победы России над Наполеоном.
  4. Определить сына Бориса в гвардию.
  5. «Пьер сделался неожиданно богачом и графом Безуховым, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному самим с собой».

Кому из персонажей соответствует описание:

1. Князь Андрей Болконский; старый князь Николай Андреевич Болконский; княжна Марья.
* Черты «породы» Болконских: невысоки ростом, у всех «определенные и сухие черты, маленькие руки и ноги».
2. Наташа Ростова. 3. Пьер Безухов. 4. Князь Василий Курагин. 5. Лиза.
6. Элен. 7. Князь Ипполит. 8. Долохов. 9. Николай Ростов. 10. Вера
Ростова. 11. Наполеон. 12. Багратион.

Кто из персонажей...
1. Василий Курагин. 2. Наташа Ростова. 3. Марья Болконская. 4. Царский министр Аракчеев. 5. Старик Болконский. 6. Петя Ростов. 7. Капитан Тушин. 8. Андрей Болконский. 9. Платон Каратаев. 10. Тихон Щербатый. 11. Кутузов. 12. Наполеон. 13. Старик Болконский.

III. Романы: «Анна Каренина», «Воскресение»

Кому из персонажей соответствует описание:
1. Купец Рябинин; «Анна Каренина». 2. Катюша Маслова; «Воскресение». 3. Старик Корчагин; «Воскресение».

Кто из персонажей...

1. Анна Каренина; «Анна Каренина». 2. Священник; «Воскресение». 3. Анна Каренина; «Анна Каренина». 4. Катюша Маслова; «Воскресение». 5. Константин Левин; «Анна Каренина». 6. Алексей Каренин; «Анна Каренина». 7. Князь Нехлюдов; «Воскресение». 8. Алексей Вронский; «Анна Каренина». 9. Симон Петров Картинкин; «Воскресение».

IV. Повести: «Казаки», «Хаджи Мурат»
О ком из персонажей идет речь:
1. Лукашка; «Казаки». 2. Николай I; «Хаджи Мурат». 3. Дядя Ерошка; «Казаки». 4. Марьяна; «Казаки». 5. Хаджи Мурат; «Хаджи Мурат».



V. Критики и писатели о творчестве Л. Н. Толстого
Кому принадлежит высказывание:
1. А. М. Горький. 2. И. С. Тургенев. 3. Н. А. Некрасов. 4. А. М. Горький. 5. Н. Г. Чернышевский. 6. А. М. Горький.

 

Источник

  • Жердева Л.А. Знаете ли вы русскую классическую литературу? Вопросы и ответы. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003. - 172 с. - (Готовимся к ЕГЭ!)
В начало

 


Последние изменения внесены 29.03.2009

mzauvervald@yandex.ruE-mail
Hosted by uCoz